• +7 (47356) 3-11-64
Воробьевка, Советская ул, 1г

Публичный отчет - 2015г


Презентация доклада



Доклад

заместителя главы администрации муниципального района – руководителя отдела по образованию  на августовскую конференцию  27.08.2015г.

«Анализ деятельности системы образования Воробьевского муниципального района в 2014-2015 учебном году и задачи на новый учебный год»

                                  Уважаемые педагоги, гости(слайд 1)

Рад приветствовать Вас на традиционной августовской конференции работников образования. Это  событие в жизни района, определяющее основные направления деятельности образовательной политики муниципального образования на предстоящий учебный год.  

В современных условиях перед образовательными организациями стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться в окружающей среде. В этой связи качество образования рассматривается как понятие, отражающее способность образовательной системы обеспечивать достижение поставленных в образовании целей и задач, удовлетворять потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать его соответствие запросам общества и экономики.

Система образования Воробьевского района представлена 27 образовательными организациями, из которых 16 школ, 9 самостоятельных детских сада и два структурных подразделения, два учреждения дополнительного образования. (слайд 2)  

Первым уровнем общего  образования  является дошкольное. ( слайд 3)

Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории муниципального района функционируют 11 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, которые посещает 415 дошкольников.  

 С 2013 года дошкольные учреждения активно участвуют в комплексном проекте  «Модернизация системы дошкольного образования». Главными итогами исполнения данного проекта являются: ликвидации очереди в детские сады, укрепление материальной базы, повышение квалификации педагогических работников, повышение уровня заработной платы.

 В рамках проекта модернизации в 2015 году получена субсидия для Воробьевского муниципального района на сумму десять миллионов   рублей и из районного бюджета выделено сто тысяч рублей. Эти  деньги будут использованы на реконструкцию зданий МКОУ «Лещановская СОШ» и МКОУ «Мужичанская СОШ», для дополнительного открытия групп дошкольного образования  детей в количестве 45 человек. Таким образом,   к концу 2015 года услугами дошкольного образования будет охвачено 460 детей.  За последние три года число дошкольных мест  увеличилось более чем на 165.  

     На сегодняшний день ликвидирована проблема очереди в детские сады. Но есть проблемы с посещаемостью. (слайд 4)  

С 1сентября 2015года пять дошкольных образовательных учреждений перейдут на  Федеральные государственные образовательные стандарты  нового поколения.

Остро ставится  вопрос в 2015-2016 учебном году о важности оценки качества образования на уровне каждого детского сада. Методической службе отдела по образованию необходимо разработать критерии по оценке качества образования на этом уровне.

Ежегодно воспитатели дошкольных учреждений принимают участие в профессиональном конкурсе « Воспитатель года». В этом году победителем районного этапа конкурса стала воспитатель МКДОУ «Воробьевский детский сад №2» Гриднева Ольга Петровна. Хотелось, чтобы  данное мероприятие не носило формальный характер, а было более массовым. Как раз уровень профессионализма воспитателя  и проявляется в различного рода профессиональных конкурсах. Из 37 педагогических работников  ДОУ имеют первую квалификационную категорию  – 28 человек, высшую - 1 человек. Все 100% прошли курсы повышения квалификации по ФГОС дошкольного образования.  

    Следующим уровнем образования является общее образование

В 2014-2015 учебном году продолжалась работа по модернизации общего образования. 

Большое внимание сегодня уделяется администрацией района по созданию условий  в образовательных учреждениях для успешного обучения и воспитания. В этом году выделено из муниципального бюджета около млн. рублей школам и 120,0 тыс. рублей детским садам для проведения ремонта отопительных систем, туалетов, кровли, косметического ремонта помещений, зданий. Осуществляется капитальный ремонт МКОУ «Воробьевская СОШ». Уже освоено 12 млн. 800 тыс. рублей. На этот год из областного бюджета выделено еще 20млн. 416тыс. рублей. Деньги выделяются на замену окон, дверей, отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей, ремонт кровли старого здания школы.

В настоящее время идет ремонт спортивных залов в МКОУ «Руднянская СОШ», «Поселковая СОШ», «Краснопольская ООШ». На эти цели из федерального бюджета выделено 900 тыс. руб., и спонсорских средств 900тыс.руб. За последние два года при четырех школах открыты многофункциональные спортивные площадки. К 2016 году будут завершены работы по строительству еще двух площадок («Никольская-1 СОШ», «Краснопольская ООШ») ( комментарий по использованию площадок) (слайд 5)

Большую помощь в подготовке образовательных учреждений к новому учебному году оказали спонсоры. Мониторинг изучения данного вопроса показал, что  наибольшее количество спонсорских средств было использовано в МКОУ «Краснопольская ООШ» , «Березовская СОШ»  , «Никольская-2 ООШ», «Никольская-1 СОШ», «Елизаветовская ООШ» Денежные средства были израсходованы на косметический ремонт. Большое спасибо руководителям школ   и спонсорам (Яловегину В.И., Жиркову С.Н., Пятницкому Григорию Алексеевичу, Колотеву А.А.,  Крюкову С.И.) и другим предпринимателям за их взаимное сотрудничество.  

Особое внимание уделяется организации горячего питания школьников. Все учащиеся образовательных учреждений получают полноценное горячее питание, а это 1516 человек. А у школьников Березовской и Елизаветовской школ ежедневно в меню мясо (говядина), которое поставляют спонсоры. С января 2015 года  было введено обеспечение школьников двухразовым горячим питанием. К концу 2014-2015 учебного года охват двухразовым горячим питанием составил 95 % от общей численности обучающихся.  (слайд 6)

Из муниципального бюджета и средств родительской платы, на организацию питания школьников в 2015 учебном году были выделены денежные средства  в сумме 3млн.51 тыс. рублей, на дошкольников 1 млн.521 тыс.руб., и на обеспечение учащихся 1-9 классов молоком в сумме 729  тыс. рублей.  

На  зональной августовской конференции педагогических работников руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области О. Н. Мосолов,  озвучил задачи, стоящие перед образованием в 2015-2016 учебном году.    

В связи с этим, одна из задач  2015 года заключается в оптимизации сети образовательных организаций, обеспечении мероприятий по поддержке школ, находящихся в социально-неблагоприятных условиях и преобразованию неэффективных образовательных организаций – в эффективные.

Обратимся к статистическим данным. Средняя наполняемость классов составила в 2014-2015 учебном году  9,9 человек и  продолжает снижаться, фактическое наполнение школ от проектной мощности составило  в среднем 70%-75% (слайд 7) В связи с этим актуальной проблемой является сохранение и увеличение общеобразовательными учреждениями численности обучающихся, в том числе на уровне среднего общего образования:  доля выпускников 9 классов, продолживших обучение в 10 классе  на протяжении нескольких лет снижается.  Поэтому в нашем районе необходимо упор делать на новые модели образовательных организаций, сетевые формы взаимодействия, интеграцию ресурсов организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, эффективное использование инфраструктуры, оборудования, кадрового потенциала. И первые шаги в этом направлении есть. Реорганизована МКОУ «Воробьевская СОШ» в форме присоединения МКОУ «Воробьевская ООШ». Отделу по образованию предстоит большая кропотливая работа по формированию новой модели образовательных организаций, трудоустройству педагогов.

     Следующей задачей нового учебного года  является совершенствование процедуры ГИА на муниципальном уровне, формирование у выпускников ответственного и мотивированного отношения к аттестации.

Справедливо отметить, что система общего образования в большой степени должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг, так как его результаты есть стартовая позиция выпускника на пути жизненного и профессионального становления.

Особенностью ГИА в 2015 г было проведение «честного» и «прозрачного» ЕГЭ.

В связи с этим, в пункте проведения экзаменов на базе МКОУ «Воробьевская СОШ»  было установлено онлайн-видео наблюдение, на входе в пункт приема экзаменов использовались металлоискатели для предупреждения проноса запрещенного оборудования и мобильных телефонов. 

Подробнее остановлюсь на итогах государственной итоговой аттестации.

ü    В 2015 году в Воробьевском районе на участие в ГИА по образовательным программам среднего общего образования было зарегистрировано 90 человек   (слайд 8)

выпускников текущего года – 88;  выпускников прошлых лет – 2;

 И для одного выпускника с ограниченными возможностями здоровья впервые была организована сдача экзаменов на дому. (МКОУ «Поселковая СОШ»).

ü    Результаты ЕГЭ по обязательным предметам (русский язык – 62;  математика профильная – 48) сопоставимы с областными (русский язык – 66;  математика – 48).

ü    В 2015 году обучающиеся Воробьевского района сдавали ЕГЭ по десяти предметам. Традиционно наиболее популярным предметом в 2015 году стало обществознание - 45% и физика -47 % от общего количества участников,  наименее популярным – география – 2 %  и литература -1 %. Иностранный язык и информатику не сдавал ни один человек.

ü    Доля участников ЕГЭ, не сдавших экзамен в общей численности выпускников текущего года составляет – 3 человека. Этим ребятам предоставляется возможность пересдать  математику в дополнительные сроки – в сентябре. (слайд 9)

ü    Успешно завершили ГИА и получили аттестаты 85  выпускников Воробьевского района, которые освоили образовательные программы среднего общего образования.

ü    Результат выше 90 баллов показали   три участника ЕГЭ: 92 балла по русскому языку – Ененкова Анастасия и Родионов Дмитрий (МКОУ «Никольская-1 СОШ»), Бондаренко Татьяна (МКОУ «Воробьевская СОШ»). Ененкова Анастасия по химии набрала 90 баллов и по биологии – 93 балла.  

ü    Золотыми и серебряными  медалями «За особые успехи в учении» награждены  13 выпускников.

       В рейтинге среднего балла  по обязательным предметам  лидирующие позиции занимает МКОУ «Воробьевская СОШ», на втором месте – МКОУ «Березовская СОШ», на третьем – МКОУ «Солонецкая  СОШ»  (Слайд 10)    

 Подробный анализ муниципальных и школьных результатов ЕГЭ по каждому предмету предстоит сделать специалистам – учителям-предметникам на районных, школьных методических объединениях. Однако, проблемы, которые сегодня обозначил ЕГЭ-2015, к сожалению, уже стали традиционными:

-       маленький процент выполнения заданий, которые не поддаются алгоритмизации (например, по математике в текущем году 17  выпускников приступали к решению заданий части «С»);

-       «неровный» и нестабильный внутришкольный и внутриклассный диапазон результатов как следствие недостаточной и неэффективной индивидуальной и дифференцированной работы по коррекции и устранению пробелов в освоении образовательных программ вследствие отсутствия или формального проведения диагностических мероприятий по выявлению  обучающихся, имеющих слабую математическую или языковую подготовку;

-       низкое качество освоения образовательных программ начального и основного общего образования (ошибки в вычислениях, орфографии, орфоэпии);

-       неэффективное использование в  управлении качеством образования результатов мониторинга ЕГЭ в целом и предметного анализа выполненных заданий по каждому предмету.

Государственная итоговая аттестация в 9 классе            (слайд 11)

 В 2015 году  в форме основного государственного экзамена   сдавали 172 выпускника 9 класса из 16  общеобразовательных школ  района и 1  обучающийся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) сдавал в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена).  

         Результаты ГИА-9 представлены в таблице.

  Для обучающихся (17 человек), получивших одну «2»  по математике была организована пересдача.

1 человек (Краснопольская ООШ») будет пересдавать русский язык и математику в сентябре.

Говорить о качестве обученности в 9 классе объективно всегда сложно.  Скажу лишь, что 90 % отличников подтвердили свои знания на экзамене. (комментарий о введении видеонаблюдения с 2016г и для 9 классов)

  На зональной конференции  был сделан акцент на  то, что педагогическим сообществом должна быть принята позиция: выпускник не получил аттестат значит школа не в полной мере выполнила государственное (муниципальное)  задание на реализацию образовательных услуг. Возникает несоответствие: между условиями получения образования  качеством по результатам ГИА.

Важно понимание ответственности руководителей и педагогических работников за качество реализации образовательной услуги.

Данная задача актуализируется в связи с тем, что на следующий год в 9 классе для получения аттестата необходимо будет сдать 4 экзамена – 2 по выбору и 2 обязательных, в перспективе как обязательный предмет будет добавлен экзамен по иностранному языку. На основании  поставленной задачи нам необходимо разработать «дорожную карту» подготовки к государственной итоговой аттестации 2016 года,  которая  обеспечит  качество предоставляемых образовательных услуг путём расширения предпрофильного и профильного обучения в старших классах и совершенствования подготовки по русскому языку и математической подготовки обучающихся.

 Следующая задача 2015-2016 учебного года – обеспечить последовательную реализацию планов повышения качества преподавания школьных дисциплин и, как следствие, индивидуальных моделей их освоения школьниками.

Инструментом повышения качества общего образования, несомненно выступает ФГОС.  (слайд12)

По новым образовательным стандартам в 2014-2015 учебном году обучалось 697 человек .

С целью изучения образовательной подготовки учащихся по ФГОС НОО проведён промежуточный мониторинг результатов обученности учащихся 4-х классов  в МКОУ «Воробьевская СОШ» и МКОУ «Березовская СОШ» в виде работы по русскому языку, математике.

Введение ФГОС в практику работы школ не только дало положительный опыт, но и поставило новые задачи. Необходимо помнить главное - стандарт нужен не для того, чтобы стандартно учить наших детей, а для того, чтобы создать стандартно качественные условия обучения.

С 1 сентября 2015 года все 5 классы района будут обучаться по ФГОС.  Все руководители и учителя ОУ прошли курсы повышения квалификации. В 2014-2015 учебном году на эти цели было израсходовано 905,430 тыс.рублей.

Вместе с тем обозначилась такая проблема как, готовность и способность педагогов к эффективному использованию оборудования, особенно это касается электронных ресурсов и техники.  

      Еще одним эффектом, достигнутым по итогам реализации мероприятий по модернизации системы общего образования, стало оснащение образовательных организаций учебной литературой. На 1 сентября 2015 г обеспеченность школ учебной литературой составляет 100 % от «оцениваемой потребности». На эти цели было выделено 1 миллион  281 тыс. рублей.   Еще 240 тыс. рублей планируется израсходовать на приобретение учебной литературы для уроков по краеведению.  (слайд13)

В течение года проводилась  оценка качества образования. Результаты мониторинговых работ обучающихся по усвоению государственных образовательных стандартов по русскому языку и математике в 5 и 10 классах показывают, что только систематическая предметная подготовка может быть ключом к качественному образованию. Чем раньше будут найдены проблемы в предметной подготовке, тем раньше возможно принять меры по её корректировке.  (слайд 14)   

Приоритетным направлением деятельности образования является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и детей инвалидов .  (слайд 15) В 2014-2015 учебном году в муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 52 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, из них  - 11 человек обучалось_на дому по индивидуальным планам.  

С  2014 года район участвует в программе «Доступная среда». В результате участия в программе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для получения образования: в МКОУ «Воробьевская СОШ» , МКОУ «Березовская СОШ», «Руднянская коррекционная школа-интернат».   На эти цели из федерального бюджета в 2014 г., израсходовано 1млн. 900тыс. рублей, в 2015 г., из бюджетов разного уровня выделено 2 млн. 676  тыс. рублей.  

Сегодня в образовательных организациях района работают 236 педагогов, 91,4%  имеют высшее педагогическое образование, 5,6% прошли обучение в 2014 году  и получили второе высшее педагогическое образование, а 4 % имеют среднее специальное образование. ( слайд 16) Очень важную роль в повышении качества работы педагога имеет аттестация и прохождение курсовой переподготовки. С высшей квалификационной категорией работают 25 педагогов, с первой 189.  

С целью привлечения молодых специалистов  образованием ежегодно заключает контракты с выпускниками школ на целевое обучение в педагогических ВУЗах. Из числа выпускников  образовательных учреждений в 2015 году пожелали получить целевое направление для поступления 5человек. К сожалению, зачастую целевики не выполняют своих обязательств, так как большинство из них изначально не ориентированы на педагогическую деятельность. В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо усилить работу по профессиональной ориентации.

 Важным направлением деятельности, обеспечивающим профессиональный рост педагогов, является организация и проведение различных конкурсов. Они также служат способом выявления и развития профессионального творческого потенциала, используются для обобщения и выявления лучшего педагогического опыта и результативности работы.  

В муниципальном туре конкурса «Учитель года-2015» приняло участие 5 педагогов. Победительница конкурса «Учитель года-2015», Кулько Зоя Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Воробьевская СОШ» защищала честь района на региональном этапе конкурса. В нашем районе активность участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства я считаю  низкая. (слайд 17)  Эту работу необходимо активизировать.  

Какие бы стандарты ни реализовывал педагог, личность ребёнка – самая главная ценность. Образование не ограничивается уроками. Личность необходимо развивать, а также создавать условия для профессионального самоопределения, творчества, содержательного досуга детей, адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей и экологической культуры, воспитанию гражданственности и любви к Родине.

Данные задачи активно решают педагоги учреждений дополнительного образования. Качество образовательной услуги – также главное условие и требование для педагогов. 

Дополнительное образование осуществляется в двух учреждениях МКОУДОД «Воробьевский центр развития творчества детей и юношества» и МКОУ ДОД «Воробьевская детско-юношеская спортивная школа». Дополнительным образованием охвачено 836 детей. С введением ФГОС, где предусмотрена внеурочная деятельность детей, руководителям школ необходимо сотрудничество с данными учреждениями. (слайд 18)

          В 2014-2015 учебном году были реализованы 27 дополнительных образовательных программ, посредством сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Воробьевского муниципального района.

Школьники района активные участники различных мероприятий. Особо хочется выделить достижения наших спортсменов. В этом году две ученицы МКОУ «Руднянская СОШ» Малева Алина и Малева Карина выступали за сборную команду Воронежской области на чемпионате России в Ульяновске и заняли 4 место.  469 юных спортсменов получили юношеские разряды по различным видам спорта, а Шмыкову Владимиру («Руднянская СОШ») и Матюниной  Елене («Солонецкая СОШ») присвоен 2 взрослый разряд по легкой атлетике. В районе в течение года проходила спартакиада школьников по 17 видам спорта. Во всех видах участвовала только  МКОУ « Никольская-СОШ) учитель физической культуры  Шмыков Олег Николаевич    ( слайд 19)

В районе активно ведется работа с одаренными детьми, которая дает положительные результаты. Обучающиеся района – активные участники олимпиадного движения, научно – практических конференций , творческих конкурсов, спортивных состязаний. Нам есть, кем гордиться! Анохин Никита – победитель областного конкурса «Космос. Планета Земля» и участник Всероссийской олимпиады «Созвездие 2015», где вошел в пятерку сильнейших из 350 участников; В «Киселевских чтениях» Никита занял 2 место,  Дейнекин Сергей  (Мужичанская СОШ) занял 2, а Сухочев Тимофей «Верхнебыковская ООШ» 1 место в областном этапе. Работы наших ребят были отмечены членами жюри, как самые лучшие. Пантелеева Дарья (Воробьевская СОШ) заняла 2 место в областной олимпиаде по краеведению. Надо отметить, что «Воробьевская СОШ» ежегодно занимает призовые места по краеведению. И таких примеров можно привести множество. Для поддержки одаренных детей впервые в этом году была организована поездка в пансионат «Репное». Из нашего района там побывали 7 человек. Много интересного и полезного узнали ребята, занимаясь на творческих площадках.(слайд 20)

 В течении прошедшего учебного года проведено более 35 конкурсов на муниципальном  уровне и участие в 25 конкурсах регионального уровня. Проводился муниципальный этап предметных олимпиад.  Активное участие  в районных конкурсах, олимпиадах вы видите на слайдах: ( слайд 21)

Качество работы педагога – это достижения его учеников.   

 Для организации отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании 2015 выделено 879,4 тысяч рублей : из них – 852,4 тыс. рублей средства из областного бюджета; 45 тыс. рублей – средства из муниципального бюджета. (слайд 22)  Всего 498 человек в 2015 году были охвачены  различными видами отдыха. Снижение численности детей произошло за счет уменьшения финансирования из областного бюджета. Ежегодно на территории Воробьевского муниципального района организуется работа пришкольных, оборонно-спортивного, спортивного лагерей, районного туристического слета, многодневные походы.

Анализ деятельности системы образования Воробьевского муниципального района позволяет обозначить проблемы и расставить основные приоритеты дальнейшего развития системы образования района. В муниципальной системе образования остаются нерешёнными ряд проблем:

- не удается привлечь в образовательную систему необходимое количество молодых специалистов;   

Ещё одно важное условие организации образовательного процесса на новом уровне - создание условий, соответствующих современным требованиям.  

Уважаемые педагоги!

На пороге новый 2015-2016 учебный год. В этом году нам предстоит решить ряд конкретных задач:

1. 2015-2016 учебный год – это год  ввода ФГОС основного общего образования. Системе образования района необходимо осуществить комплекс мероприятий по  внедрению ФГОС основного общего образования.

2. По-прежнему актуальной является задача сопровождения слабоуспевающих учащихся переводных классов. Педагогам необходимо использовать наиболее эффективные способы обучения детей данной категории, особенно в выпускных классах.

3. Руководителям образовательных учреждений осуществить мероприятия по развитию инновационной среды в образовательных учреждениях через:

- формирование инновационной позиции педагогических и руководящих работников;

- совершенствование профессионализма педагогических и руководящих кадров;

- создание школьных и районных инновационных площадок на базе образовательных учреждений.

4. Отделу по образованию, руководителям ОО продолжить работу по развитию мер привлечения и поддержки молодых и ориентированных на инновационную и творческую работу педагогов.

5. Руководителям ОО при поддержке педагогических коллективов осуществить переход к государственно-общественному управлению.

6.Продолжить развитие инфраструктуры каждого учреждения в соответствии с современными требованиями.

Дорогие друзья!

Наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. И нам есть для кого и с кем работать. Уверен, что всё внимание, забота, тепло ваших щедрых сердец будут отданы учащимся, их родителям. Впереди – новый учебный год! От того, как начнет коллектив учебный год, как он будет организован, во многом зависит эффективность его дальнейшей деятельности. В нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, потому что вы, дорогие коллеги, являетесь носителями высокой образованности, образцовой интеллигентности и культуры. Поздравляю вас с наступающим Днем знаний! Хочется пожелать, чтобы новый учебный год стал для всех нас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами!

Спасибо за внимание!           ( (слайд 23,24)